Инструменты
Инвертировать
Монохромный
Низкая насыщенность
Высокая насыщенность
Темный контраст
Легкий контраст
Выделить ссылки
Выделить заголовки
Чтение экрана
Режим чтения
Масштабирование
Размер шрифта
Высота линии
Межбуквенное расстояние
      КОМИТЕТ
по труду, занятости и социальной защите Брестского облисполкома

Опека и попечительство

 

Вопрос. Каким образом можно установить опеку или попечительство над совершеннолетними гражданами, которые по решению суда признаны недееспособными или ограниченно дееспособными?

Ответ: В судебном порядке могут быть признаны недееспособными граждане, которые вследствие психического расстройства (заболевания) не могут понимать значение своих действий или руководить ими, а также лица, которые в связи с заболеванием находятся в бессознательном состоянии. Над ними устанавливается опека.

Граждане, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами, психотропными веществами, их аналогами ставят свою семью в тяжелое материальное положение, а также лица, у которых вследствие психического расстройства (заболевания) ограничена способность понимать значение своих действий или руководить ими, могут быть ограничены судом в дееспособности. Над ним устанавливается попечительство.

Опека и попечительство устанавливаются по месту жительства лица, подлежащего опеке или попечительству, или по месту жительства опекуна, попечителя, если это отвечает интересам подопечного.

Для решения вопроса об установлении опеки (попечительства) над совершеннолетним лицом гражданину необходимо обращаться в местный исполнительный и распорядительный орган с предоставлением следующих документов:

заявление;

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в опекуны (попечители);

автобиография кандидата в опекуны (попечители);

одна фотография заявителя размером 30 x 40 мм;

медицинская справка о состоянии здоровья кандидата в опекуны (попечители);

документ, подтверждающий наличие основания назначения опеки или попечительства.

Печать E-mail

Пособия на детей

Вопрос 1: Какой размер пособия при рождении ребенка?

Ответ: Размер единовременного пособия при рождении ребенка определяется исходя из бюджета прожиточного минимума действовавшего на дату рождения ребенка. При рождении первого ребенка – 10 бюджетов прожиточного минимума, при рождении второго и последующих детей – 14 бюджетов прожиточного минимума.

Единовременное пособие не назначается и не выплачивается, если обращение за ним последовало по истечению 6 месяцев со дня рождения ребенка.

С 1 ноября 2023 года по 31 января 2024 года размер пособия составляет на первого ребенка – 3677,9 руб., на второго и последующих детей – 5149,06 руб.

 

Вопрос 2: Я одинокая мать, не работаю. Какой размер пособия мне положен по уходу за ребенком до 3 лет?

Ответ: С 1 января 2013 г. пособие по уходу за ребенком до 3 лет одиноким матерям выплачивается на общих основаниях: на первого ребенка – 35% среднемесячной заработной платы работников в республике, на второго и последующих детей – 40 %. Надбавки отменены.

 

Вопрос 3: Каким категориям получателей выплата пособия по уходу за ребенком до 3-х лет в соответствии с новым законодательством производится в размере 50%?

Ответ:Размер выплачиваемого пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (в полном размере или в размере 50%) определяется в зависимости от занятости лица, осуществляющего уход за ребенком, и не зависит от других условий (в том числе от оформления ребенка в детское дошкольное учреждение).

С 1 января 2013 г. пособие выплачивается в размере 50% от установленного размера, если лицо, осуществляющее уход за ребенком в возрасте до 3 лет:

работает на условиях полного рабочего времени, неполного рабочего времени (более половины месячной нормы рабочего времени) у одного или нескольких нанимателей. Если рабочее время в сумме составляет ровно половину месячной нормы, пособие полагается в полном размере, а если превышает – в размере 50%;

работает на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы рабочего времени) и одновременно выполняет работу на дому у одного или нескольких нанимателей;

выполняет работу на дому более чем у одного нанимателя;

выполняет работу по гражданско-правовому договору;

является индивидуальным предпринимателем, частным нотариусом, адвокатом;

осуществляет предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (далее – осуществляет ремесленную деятельность);

получает послевузовское образование в дневной форме получения образования и получает стипендию;

проходит подготовку в клинической ординатуре в очной форме.

 

Вопрос 4: Я индивидуальный предприниматель, подала документы на ликвидацию. В каком размере мне должно платиться пособие по уходу за ребенком до 3-х лет?

Ответ:Индивидуальным предпринимателям, не осуществляющим свою деятельность, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачивается в полном размере после регистрации в установленном порядке заявления о прекращении предпринимательской деятельности.

В таком случае размер пособия пересматривается и в органах по труду, занятости и социальной защите выплачивается в размере 100% с месяца, следующего за месяцем подачи заявления о прекращении деятельности.

 

Вопрос 5: Я являюсь индивидуальным предпринимателем. Уход за ребенком до 3-х лет осуществляет неработающий муж. В каком размере семье должно быть назначено пособие?

Ответ:Пособие назначается в размере 100%.

 

Вопрос 6:Каким категориям семей назначаются пособия на детей старше 3-х лет из отдельных категорий семей?

Ответ:С 1 января 2013 года пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей назначаются и выплачиваются, если в семье:

воспитывается ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет;

воспитывается ребенок в возрасте до 18 лет, инфицированный ВИЧ;

отец или усыновитель являются военнослужащими, проходящими срочную военную службу;

оба родителя (мать, отец) в полной семье либо родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель) являются инвалидами I или II группы, а также если один из родителей в полной семье является инвалидом I группы, а второй осуществляет уход за ним и получает пособие, предусмотренное законодательством.

Данное пособие назначается на всех детей, воспитываемых в вышеназванных семьях и без учета доходов.

Иным категориям семей пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей с 1 января 2013 г. не назначаются и не выплачиваются.

 

Вопрос 7: В семье воспитывается ребенок-инвалид, кому может быть назначено пособие по уходу за ним?

Ответ:Право на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет имеют мать (мачеха) или отец (отчим), усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) ребенка-инвалида либо другое лицо, фактически осуществляющие уход за ним.

Матери (мачехе) или отцу (отчиму), усыновителю (удочерителю), опекуну (попечителю) (в том числе являющимся инвалидами), находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (в отпуске по уходу за любым ребенком, не только за ребенком-инвалидом) или академическом отпуске, пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет назначается на период указанных отпусков. Это условие  распространяется только на указанных лиц, другие лица  при этих обстоятельствах права на пособие не имеют.

Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет не назначается и не выплачивается лицам:

работающим по трудовым договорам (контрактам);

из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;

выполняющим работы по гражданско-правовым договорам;

являющимся индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами, адвокатами;

осуществляющим ремесленную деятельность;

получающим профессионально-техническое, среднее специальное, высшее или послевузовское образование в дневной форме получения образования;

проходящим подготовку в клинической ординатуре в очной форме;

зарегистрированным в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработных либо проходящим профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и обучающие курсы по направлению данных органов;

получающим пенсию или ежемесячную страховую выплату в  соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (за исключением неработающих матери (мачехи) или отца (отчима), усыновителя (удочерителя), опекуна (попечителя) ребенка-инвалида, являющихся инвалидами, получающими пенсию либо ежемесячную страховую выплату), ежемесячное денежное содержание в соответствии с законодательством о государственной службе.

Печать E-mail

Условия и охрана труда

Вопрос: Какова ответственность за не проведение аттестации рабочих мест по условиям труда?

Ответ: В соответствии с частью 5 статьи 10.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях непроведение нанимателем или должностным лицом нанимателя в установленных законодательством случаях и в установленные сроки аттестации рабочих мест по условиям труда, либо нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, либо представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащих недостоверные сведения, – влекут наложение штрафа в размере от пяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – до ста базовых величин.

 

Вопрос:Каким образом определить перечень рабочих мест, на которых следует проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда?

Ответ:В настоящее время аттестация рабочих мест по условиям труда (далее - аттестация) проводится в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253 (далее - Положение) с изменениями и дополнениями, и Инструкцией по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 35 с изменениями и дополнениями.

Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации (далее - перечень), определяет аттестационная комиссия, состав которой утверждается приказом нанимателя (пункт 3 Положения).

При составлении перечня аттестационная комиссия руководствуется пунктом 5 Положения:

В перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, включаются профессии (должности) и виды работ (независимо от результатов предыдущей аттестации), которые предусмотрены:

Списком производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, а также Списком производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. № 536 «О списках производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда»;

перечнем текстильных производств и профессий для целей профессионального пенсионного страхования работниц текстильного производства, занятых на станках и машинах, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1490 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования»;

разделом I перечня учреждений, организаций и должностей для целей профессионального пенсионного страхования медицинских и педагогических работников, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1490;

списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, установленным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 7 июля 2014 г. № 57 «О некоторых вопросах предоставления компенсации по условиям труда в виде сокращенной продолжительности рабочего времени».

По решению аттестационной комиссии в перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, включаются иные рабочие места при условии:

занятости работников на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в течение полного рабочего дня и подтверждения данных условий результатами предыдущей аттестации;

наличия на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов производственной среды выше предельно допустимых концентраций и (или) предельно допустимых уровней, обусловленных технологическим процессом, подтвержденных протоколами измерений и исследований уровней вредных и опасных факторов производственной среды

 

Вопрос: Какие сроки действия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда?

Ответ: Срок действия результатов аттестации составляет пять лет. Приказ об утверждении очередной аттестации должен быть издан в день, следующий за последним днем действия результатов предыдущей аттестации.

Если день утверждения очередной аттестации приходится на нерабочий день, то приказ о ее утверждении должен быть издан в рабочий день, непосредственно предшествующий дню утверждения очередной аттестации.

 

Вопрос: Как составляется карта фотографии рабочего места, если продолжительность смены работника составляет 12 часов?

Ответ: Если продолжительность рабочей смены составляет более или менее 8 часов, то фотография рабочего времени может составляться на фактическую продолжительность рабочего дня (смены) либо на 8 часов с учетом выделения типичных рабочих операций, усреднения показаний и приведения их к 8 часовой рабочей смене. Так как гигиенические нормативы, по которым оцениваются условия и характер труда (показатели тяжести и напряженности трудового процесса), разработаны с учетом продолжительности рабочей смены 8 часов и 40-часовой рабочей недели, при продолжительности рабочей смены более или менее 8-ми часов необходимо проводить перерасчет трудовой нагрузки. Полученный результат следует оценивать по принятым нормативным показателям (недельный или месячный баланс).

 

Вопрос: Как проводить аттестацию на рабочем месте при совмещении профессий?

Ответ: При занятости работника полный рабочий день с вредными и (или) опасными условиями труда в рамках совмещаемых профессий (должностей) аттестация проводится следующим образом.

Если один день работник занят по одной профессии полный рабочий день, а другой день - по второй профессии полный рабочий день, то в данном случае проводится аттестация двух рабочих мест.

При выполнении работником работ с вредными и (или) опасными условиями труда по основной и совмещаемой профессии (должности) в течение одного рабочего дня заполняется одна карта аттестации рабочего места по условиям труда с указанием основной и совмещаемой профессии. Оценка факторов производственной среды в этом случае производится как при выполнении работ в разных рабочих зонах. Учет фактической занятости работников с вредными и (или) опасными условиями труда, подтвержденных результатами аттестации, ведется нанимателем (п. 12 Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 35).

Компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда предоставляются по результатам аттестации в установленном законодательством порядке.

 

Вопрос: Сроки предоставления результатов аттестации рабочих мест по условиям труда?

Ответ: Нанимателем в месячный срок после издания приказа об утверждении аттестации (внесении изменений и (или) дополнений в документы по результатам действующей аттестации) представляются в управления (отделы) государственной экспертизы условий труда комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов по месту регистрации нанимателя (постановки на учет иностранной организации, деятельность которой признается деятельностью через постоянное представительство) документы по результатам аттестации в электронном виде, сформированные посредством автоматизированной информационной системы мониторинга условий труда на производстве, в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты.

 

Вопрос: Как передаются документы по аттестации рабочих мест по условиям труда при смене собственника имущества организации и реорганизации организации, а также при ликвидации организации?

Ответ: При смене собственника имущества организации и реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации документы по результатам аттестации передаются правопреемнику в соответствии с законодательством.

Правопреемником применяются результаты аттестации до истечения срока их действия при условии, что используемое производственное оборудование, технологический процесс и условия труда работников, наименования профессий рабочих (должностей служащих), структурных подразделений (если наименования структурных подразделений предусмотрены в списках, указанных в абзацах втором и пятом части первой пункта 51 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253 (далее – Положение)) не изменились.

При замене используемого производственного оборудования, изменении технологического процесса и условий труда работников аттестация проводится в течение шести месяцев в порядке, установленном в пункте 17 Положения.

При ликвидации организации (прекращении иностранной организацией деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство) документы по результатам аттестации передаются на хранение в архив в установленном законодательством порядке.

 

Вопрос: Можно ли на инженера по охране труда возложить иные обязанности?

Ответ: В соответствии со ст. 20 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» специалисты по охране труда, кроме выполнения своих трудовых функций, могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных происшествий. В соответствии с абзацем 6 части 2 ст. 1 Трудового кодекса Республики Беларусь под трудовой функцией понимается работа по одной или нескольким должностям служащих (профессий рабочих) с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием, должностной (рабочей) инструкцией, технологическими картами и другими документами. В соответствии с п. 10 Общих положений ЕКСД должностная инструкция служащего разрабатывается в соответствии с содержанием раздела «Должностные обязанности» квалификационные характеристики должности, которую он занимает. Должностная инструкция – локальный правовой акт организации, который разрабатывается и утверждается нанимателем самостоятельно. В должностной инструкции определяется конкретная трудовая функция (должностные обязанности) служащего, а также его права и ответственность.

Решением нанимателя трудовая функция (должностные обязанности) может предусматривать выполнение обязанностей, содержащихся в квалификационных характеристиках других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности и не требующих изменения квалификации служащего. Учитывая изложенное, на инженера по охране труда возможно возложить обязанности, содержащиеся в квалификационных характеристиках других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности и не требующих изменения квалификации.

 

Вопрос: Установлена ли форма журнала контроля за соблюдением требований по охране труда?

Ответ:Осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях определено Инструкцией, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь № 51 от 15 мая 2020 г. (далее – Инструкция). Обязательная форма журнала контроля не установлена, но пунктом 18 Инструкции содержит информацию, которая должна быть указана в обязательном порядке. Нанимателю не запрещено самостоятельно определять количество столбцов, граф, последовательность их расположения и вносить иную необходимую дополнительную (кроме в пункта 18) информацию, связанную с осуществлением контроля за соблюдением работниками требований по охране труда.

В соответствии с пунктом 3 Инструкции в системе управления охраной труда определяется порядок осуществления контроля в организации. В связи с чем, форма журнала, определение количества журналов и порядок их ведения определяет наниматель.

 

Вопрос: Требуется ли гражданину в целях оказания помощи организациям в разработке инструкций по охране труда по договорам возмездного оказания услуг пройти аккредитацию на оказание услуг в области охраны труда?

Ответ:Согласно пункту 14 Инструкции о порядке разработки и принятия работодателями локальных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в виде инструкций по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 176 (далее – Инструкция), инструкции по охране труда разрабатываются руководителями структурных подразделений организации (цехов, участков, отделов, лабораторий, кафедр и других) с участием профессиональных союзов (уполномоченных лиц по охране труда работников организации).

Согласно пункту 17 Инструкции служба охраны труда организации (специалист по охране труда или специалист, на которого возложены соответствующие обязанности по охране труда) либо юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), аккредитованное (аккредитованный) на оказание услуг в области охраны труда (далее - специалист по охране труда), оказывает методическую помощь структурным подразделениям, содействует обеспечению их необходимыми типовыми инструкциями по охране труда, другими нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, содержащими требования по охране труда. В соответствии с пунктом 24 Инструкции специалистом по охране труда осуществляется согласование проектов инструкций по охране труда.

Таким образом, осуществление подготовки совместно с другими структурными подразделениями инструкций по охране труда является одной из функций специалиста по охране труда.

Осуществление функций специалиста по охране труда по договору об оказании услуг в области охраны труда в соответствии со статьей 22 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» является услугой, для оказания которой требуется пройти соответствующую аккредитацию. При этом услуги в области охраны труда по договору об оказании услуг в области охраны труда могут оказываться только юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями).

Порядок аккредитации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 января 2014 г. № 28.

Обращаем внимание, что в соответствии с частью третьей статьи 22 Закона «Об охране труда» договор об оказании услуг в области охраны труда должен содержать конкретный перечень услуг, которые обязуется оказать юридическое лицо (индивидуальный предприниматель).

 

Вопрос: В каких случаях проводится стажировка лиц, работающих по профессиям рабочих, на рабочем месте? Какова ее продолжительность?

Ответ:Проведение стажировки лиц, работающих по профессиям рабочих, на рабочем месте регламентируется главой 4 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175 (далее - Инструкция).

В соответствии с пунктом 36 Инструкции, работающие по профессии рабочих (далее – рабочие), принятые или переведенные на работы с повышенной опасностью, опасные производственные объекты и (или) потенциально опасные объекты либо имеющие перерыв в выполнении указанных работ более одного года, к самостоятельной работе допускаются после прохождения стажировки по вопросам охраны труда и последующей первичной проверки знаний по вопросам охраны труда.

Рабочие, принятые или переведенные на работы с повышенной опасностью либо имеющие перерыв в выполнении указанных работ более одного года, к самостоятельной работе допускаются после прохождения стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда.

Во время стажировки рабочие выполняют работу под руководством назначенных приказом (распоряжением) руководителя организации, мастеров, бригадиров, инструкторов и высококвалифицированных рабочих, имеющих стаж практической работы по данной профессии или виду работ не менее трех лет. За руководителем стажировки может быть закреплено не более двух рабочих. Руководители стажировки и рабочие, проходящие стажировку, должны быть ознакомлены с приказом (распоряжением) о прохождении стажировки (часть вторая пункта 37 Инструкции).

Перечень профессий рабочих, которые должны пройти стажировку, и ее продолжительность утверждаются руководителем организации. Продолжительность стажировки зависит от квалификации рабочих и видов выполняемых работ и должна быть не менее двух рабочих дней (смен).

После окончания стажировки проводится проверка знаний рабочего по вопросам охраны труда. Результаты проведения стажировки регистрируются в журнале регистрации инструктажа по охране труда или личной карточке по охране труда (в случае ее применения).

В соответствии с пунктом 50 Инструкции, допуск работающих к самостоятельной работе после прохождения первичной проверки знаний по вопросам охраны труда осуществляется руководителем организации (структурного подразделения) и оформляется приказом (распоряжением).

 

Вопрос: Имеет ли право наниматель при формировании норм по обеспечению средств индивидуальной защиты в организации вносить изменения в состав средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам, по отношению к Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам, в случае изменения технологии производства работ и отсутствия вредных и (или) опасных производственных факторов, непосредственную защиту от которых указанные средства индивидуальной защиты обеспечивают?

Ответ:В соответствии с абзацем 6 пункта 2 Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 209, нормы бесплатного обеспечения работников организации средствами индивидуальной защиты – локальный правовой акт, определяющий нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам организации исходя из особенностей производства, применяемого в трудовом процессе оборудования, сырья, материалов и инструмента, характера труда, результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (если ее проведение предусмотрено требованиями нормативных правовых актов), оценки рисков от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, формирующих условия труда работников, анализа данных по производственному травматизму и профессиональной заболеваемости, а также порядок работы по обеспечению работников организации средствами индивидуальной защиты;

В случае изменения технологии производства работ, замены оборудования на более совершенное и, как следствие, исключения или снижения уровня вредных и (или) опасных производственных факторов, с учетом пункта 17 Инструкции наниматель по согласованию со службой охраны труда организации (специалистом по охране труда или уполномоченным должностным лицом, на которое возложены соответствующие обязанности по охране труда) и профсоюзами или уполномоченными лицами может отдельные виды средств индивидуальной защиты, предусмотренные в типовых нормах для защиты от вышеуказанных вредных и (или) опасных производственных факторов, не включать в нормы организации или предусматривать в них как дежурные средства индивидуальной защиты.

Нормы выдачи дежурных средств индивидуальной защиты устанавливают в организации по согласованию с профсоюзами или уполномоченными лицами. Количество дежурных средств индивидуальной защиты определяется исходя из числа занятых на данном рабочем месте в наиболее загруженную смену и норм выдачи аналогичных средств индивидуальной защиты для одного работника, содержащихся в типовых нормах.

 

Вопрос: Существует ли необходимость разработки инструкции по охране труда при работе с ксероксом, принтером, чайником, микроволновой печью для работников, которые профессионально не связаны с эксплуатацией данных приборов (офисные работники)?

Ответ:Порядок разработки и принятия работодателями локальных актов, содержащих требования по охране труда, в виде инструкций по охране труда установлен Инструкцией о порядке разработки и принятия работодателями локальных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в виде инструкций по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 176 (далее – Инструкция).

Исходя из нормы пункта 4 Инструкции работодателем должны быть разработаны и приняты инструкции по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг), выполняемых в организации работающими различных профессий и должностей, а также для работ, выполнение которых связано с повышенной опасностью.

Таким образом, если ксерокс, принтер, чайник, микроволновая печь являются оборудованием организации и их эксплуатация вменена в обязанность работников, то инструкции по охране труда в данном случае необходимо разрабатывать.

 

Вопрос: Может ли наниматель передать средства индивидуальной защиты в собственность работнику по его желанию с удержанием остаточной стоимости при увольнении?

Ответ:На основании п.23 Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 209, Средства индивидуальной защиты являются собственностью нанимателя (помимо арендуемых им средств индивидуальной защиты) и подлежат возврату по окончании периода использования, а также при увольнении работника до окончания периода использования, переводе у того же нанимателя на другую работу, для которой выданные средства индивидуальной защиты не предусмотрены типовыми нормами, нормами организации.

Инструкция определяет порядок обеспечения работников СИЗ и не содержит норм, устанавливающих порядок реализации СИЗ при увольнении. Основания возникновения и порядок реализации права собственности определяет гражданское законодательство, то есть Гражданский кодекс Республики Беларусь ( далее – ГК).

Учитывая норму п.2 ст.210 ГК, наниматель, как собственник СИЗ, вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащих ему СИЗ действия, в том числе отчуждать их в собственность другим лицам, включая работников, с которыми расторгаются трудовые отношения. Таким образом, наниматель самостоятельно решает вопрос о передаче СИЗ в собственность работнику при его увольнении. Сделка должна быть оформлена письменно ( п.1 части 1 ст. 162 ГК). Чтобы реализовать работнику СИЗ, можно составить договор купли-продажи (ст. 424 ГК). В нем согласовываются наименование и количество передаваемых СИЗ, их стоимость и порядок оплаты.

 

Печать E-mail

Стационарные социальные учреждения

Вопрос: Кому предоставляются жилые помещения в домах-интернатах для престарелых и инвалидов?

Ответ: специальные жилые помещения в домах-интернатах для престарелых и инвалидов предоставляются гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Беларусь, в соответствии с перечнем показаний, медицинских показаний и противопоказаний для помещения граждан в эти учреждения. Такие учреждения предоставляются гражданам, достигшим возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях, инвалидам ? и ?? группы, утратившим полную или частичную способность к самообслуживанию, нуждающимся в уходе, помощи, бытовом и медицинском обслуживании, не имеющих трудоспособных членов семьи (дети, родители, супруги) либо других физических или юридических лиц, обязанных по закону их содержать (на основании договора ренты с предоставлением средств на содержание, договора  пожизненного содержания с иждивением).  Граждане, имеющие трудоспособных членов семьи либо других физических лиц, обязанных по закону их содержать, поселяются в дома-интернаты для престарелых и инвалидов на платных условиях.

 

Вопрос: Кто имеет право на внеочередное определение в психоневрологические дома-интернаты?

Ответ: Право на внеочередное предоставление специальных жилых помещений в психоневрологических домах-интернатах имеют:

- Герои Беларуси, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры орденов Отечества, Славы, Трудовой Славы;

- инвалиды  и участники Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий на территории других государств;

- лица, принимавшие участие в составе специальных формирований в разминировании территорий и объектов после освобождения от немецко-фашистской оккупации в 1943-1945 годах;

- граждане, в том числе уволенные в запас (отставку), из числа военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), кроме случаев, когда инвалидность наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства.

Печать E-mail

Социальное обслуживание населения

Вопрос. Имеет ли право на ежемесячное социальное пособие член семьи (гражданин), который является неработающим трудоспособным лицом, зарегистрированным в качестве безработного в установленном законодательством порядке без выплаты пособия по безработице и имеющий в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения,   нарушения Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь»?

Ответ: Нормой, содержащейся в подпункте 3.9 пункта 3 Указа, не ограничивается предоставление ежемесячного социального пособия неработающему трудоспособному члену семьи (гражданину), который на дату обращения за пособием зарегистрирован в качестве безработного без выплаты соответствующего пособия.

Вместе с тем, руководствуясь п. 3 Положения о порядке предоставления государственной адресной социальной помощи, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41, (далее – Положение, утвержденное Указом) комиссия принимает решение о сроке предоставления ежемесячного социального пособия с учетом принимаемых семьей (гражданином) мер по улучшению своего материального положения.

 

Вопрос: При наличии в собственности какого количества жилых помещений многодетная семья имеет  право на ежемесячное социальное пособие, обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни?

Ответ: Согласно подпункту 4.1 пункта 4 и пункту 6 Указа данные виды государственной адресной социальной помощи (далее – ГАСП) не предоставляются семье (гражданину), если семья (гражданин) в целом имеет в Республике Беларусь в собственности более одного жилого помещения (квартиры, жилого дома).

Многодетные семьи,  а также семьи, в собственности которых находятся одно жилое помещение (квартира, жилой дом) и доля общей площади жилого помещения, составляют исключение указанной выше нормы.

Таким образом, при принятии решения о предоставлении указанных видов ГАСП в отношении многодетных семей количество принадлежащих им на правах собственности жилых помещений (квартир) роли не играет.

 

Вопрос. Каким документом заявитель должен подтвердить факт получения образования на платной основе за счет физического лица, ведущего с ним раздельное хозяйство, для реализации права на предоставление ежемесячного социального пособия?

Ответ: В соответствии с позицией "Документы и (или) сведения, представляемые гражданином для осуществления административной процедуры" подпункта 2.33.1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 (далее – перечень административных процедур), при обращении за ежемесячным социальным пособием студенты, получающие образование на платной основе за счет средств физических лиц, ведущих с ним раздельное хозяйство, должны представить договор о подготовке специалиста на платной основе.

Типовые формы договоров о подготовке специалистов на платной основе утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21 июля 2011 г. № 99 и содержат позиции, позволяющие выделить в качестве "плательщика" физическое лицо, осуществляющее оплату обучения.

Факт ведения заявителем раздельного хозяйства с физическим лицом, осуществляющим оплату обучения, устанавливается специально созданной комиссией в соответствии с частями третьей и четвертой пункта 10 Положения, утвержденного Указом.

 

Вопрос. Обязательно ли представлять копию трудовой книжки для подтверждения занятости трудоспособного отца при обращении за обеспечением продуктами питания детей первых двух лет жизни, если отец представил справку о доходах за 12 месяцев?

Ответ: Перечень документов, представляемых гражданином при подаче заявления о предоставлении обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни, установлен подпунктом 2.33.4 перечня административных процедур. Помимо сведений о доходах каждого члена семьи за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения, представляются выписка (копия) из трудовой книжки или иные документы, подтверждающие занятость трудоспособного отца в полной семье либо трудоспособного лица, с которым мать не состоит в зарегистрированном браке, но совместно  проживает и ведет общее хозяйство.

 

Вопрос. Имеет ли право семья претендовать на обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни, если отец является индивидуальным предпринимателем, но на момент обращения он деятельность не осуществляет?

Ответ: В соответствии с пунктом 6 Указа под занятыми понимаются граждане, указанные в статье 2 Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» при условии, что их деятельность приносит заработную плату, доход. Следовательно, при первичном обращении за обеспечением продуктами питания детей первых двух лет жизни учитывается как факт регистрации трудоспособного отца в полной семье  (лица, с которым мать не состоит в зарегистрированном браке но совместно проживает и ведет общее хозяйство) в качестве индивидуального предпринимателя на дату обращения, так и факт получения им дохода за любой период времени в течение расчетного периода. Следовательно, если на день обращения индивидуальный предприниматель деятельность не осуществляет, но доход в расчетном периоде имеется, семья будет иметь право на обеспечение продуктами питания. При повторных обращениях учитывается получение дохода индивидуальным предпринимателем не менее 6 месяцев в расчетном периоде.

 

Вопрос: Какими документами возможно подтвердить факт отсутствия в Республике Беларусь родителя, обязанного выплачивать алименты, или нахождения его за пределами РБ?

Ответ: В случае, если имеется решение суда о взыскании алиментов, органами внутренних дел выдаются справки:

- о том, что лицу, обязанному уплачивать алименты, выдан паспорт гражданина Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь;

- о том, что местонахождение лица, обязанного уплачивать алименты, в месячный срок со дня объявления розыска не установлено.

 

 Вопрос. В каком размере и сколько раз в календарном году, в течение какого периода календарного года предоставляется пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников?

Ответ: В соответствии с Указом  размер социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников устанавливается в сумме, не превышающей 1,5-кратного размера бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату принятия решения о предоставлении государственной адресной социальной помощи в виде данного социального пособия.

Социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников предоставляется четыре раза в течение календарного года, но не более одного раза в месяц.

 

Вопрос. Можно ли для получения социального пособия на подгузники предоставлять чеки на их покупку из других стран?

Ответ: Нет. Необходимо предоставлять документы, подтверждающие расходы на приобретение подгузников, установленные в соответствии с законодательством, с обязательным указанием наименования приобретенного товара только в Республике Беларусь.

 

 

Вопрос: Куда следует обращаться в случае нуждаемости в оказании социальных услуг на дому?

Ответ: По вопросам предоставления социальных услуг необходимо обращаться в территориальные центры социального обслуживания населения (далее по тексту – ТЦСОН) по месту жительства (месту пребывания) потенциального получателя социальных услуг. ТЦСОН функционируют во всех административных районах Брестской области. Перечень ТЦСОН и их контактные данные можно найти на официальном интернет-сайте комитета по труду, занятости и социальной защите Брестского облисполкома.

 

Вопрос: Каков порядок зачисления на социальное обслуживание на дому?

Ответ: Для оказания социальных услуг на дому необходимо обратиться в ТЦСОН по месту фактического проживания, представив: письменное заявление на оказание социальных услуг (, документ, удостоверяющий личность;

документ установленного образца о праве на льготы (например, удостоверение инвалида, удостоверение ветерана Великой Отечественной войны и др.);

согласие на обработку специальных персональных данных в лучаях предусмотренных законодательством о персональных данных;

медицинскую справку о состоянии здоровья гражданина.

ВАЖНО!

Право на социальное обслуживание, а также виды и объем социальных услуг определяются с учетом наличия у гражданина медицинских показаний и отсутствия медицинских противопоказаний.

Работники ТЦСОН в течение трех рабочих дней со дня обращения проводят обследование материально-бытового положения гражданина с составлением акта обследования материально-бытового положения и запрашивают у государственных органов и иных организаций:

сведения о размере получаемой пенсии за месяц, предшествующий месяцу обращения (для одиноких нетрудоспособных граждан (семей);

справку о месте жительства и составе семьи;

сведения об отсутствии ухода за гражданином, обратившимся за оказанием социальных услуг, лицом, получающим пособие по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста.

Решение о заключении договора оказания социальных услуг принимается в течение пяти рабочих дней после получения последнего необходимого документа (сведений).

В договоре закрепляются перечень социальных услуг, условия, кратность и длительность их оказания, порядок оплаты и др.

 

Вопрос: Что делать, если у пожилого человека, проживающего в семье, деменция (забывает выключить газ, воду и т.д.), а обеспечить постоянный присмотр за ним невозможно в связи с занятостью членов семьи в течение дня на работе?

Ответ: С 1 января 2021 г. ТЦСОН оказывается услуга дневного присмотра. Данная услуга позволяет обеспечить необходимый уход за пожилым человеком, в определенной степени утратившим способность контролировать свое поведение ввиду состояния здоровья. Услуга дневного присмотра предоставляется по месту жительства нетрудоспособного гражданина либо в отделении дневного пребывания пожилых граждан ТЦСОН – от 10 до 40 часов в неделю.

Услуга предоставляется на возмездной основе (по социально низким тарифам, установленным областными, Минским городским исполнительными комитетами).

Печать E-mail

  • Региональная карта
  • Официальный сайт Республики Беларусь
  • Детский правовой сайт
  • Новости Беларуси
  • Национальный центр электронных услуг
  • Единый портал электронных услуг
  • Информационный ресурс по оказанию помощи
  • Портал рейтинговой оценки
  • Биометрический документ
  • Профилактика насилия в семье
  • Льготы семьям, воспитывающим детей-инвалидов
  • Гуманитарная помощь
  • Брестская областная организация ОО
  • Цели устойчивого развития Беларуси
  • Государственные гарантии и льготы семьям, воспитывающим детей, в Республике Беларусь
  • МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ В 2024 ГОДУ ГОДА КАЧЕСТВА
  • Бизнес Мама